Биллинговая система «БРиС»
Биллинговая система БРиС — это инструмент, который помогает автоматизировать расчёты объёмов и стоимости электроэнергии, выставление счетов и контроль за поступлением платежей. Система была разработана для юридических лиц и позволяет ускорить бизнес-процессы, связанные с договорной работой и электронным документооборотом.
О проекте
В рамках разработки биллинговой системы, соответствующей требованиям законодательства, были выполнены следующие задачи:

  1. Построение бизнес-процессов на основе актуальной организационной структуры компании. Это позволило учесть все подразделения и роли сотрудников, участвующих в процессе расчёта за электроэнергию.
  2. Актуализация методологии сбытовой деятельности. Была обеспечена возможность обслуживания клиентов в рамках одного договора, независимо от технических и договорных параметров. Это соответствует требованиям законодательства и локальным распорядительным документам.
  3. Сокращение сроков выполнения бизнес-процессов. Была автоматизирована процедура расчёта объёмов потребления и стоимости электроэнергии, что ускорило процесс формирования договорной документации.
  4. Наличие системы для самостоятельного использования Заказчиком. Система позволяет сотрудникам Заказчика сопровождать, дополнять и изменять её в соответствии с изменяющимися бизнес-требованиями и требованиями законодательства.

Все эти меры направлены на обеспечение соответствия биллинговой системы требованиям законодательства и повышение эффективности сбытовой деятельности компании.
Задача
Разработка программного обеспечения с учётом потребностей нашего клиента:

  1. Совместное управление проектом. С самого начала мы определили ключевые цели, задачи и показатели эффективности. Провели анализ потребностей, привлекая коллег и аналитический отдел подрядчика. На основе этой информации разработали детализированное техническое задание, которое стало основой для всех дальнейших работ.
  2. Независимое обслуживание. В отличие от готовых решений, которые могут устареть или исчезнуть с рынка, заказчик имеет возможность самостоятельно заниматься поддержкой системы. Мы всегда на связи и оперативно решаем возникающие вопросы вместе.
  3. Соответствие бизнес-процессам. Наш клиент получает программное обеспечение, которое идеально подходит к его потребностям и специфике бизнеса. Система «БРиС» легко интегрируется в текущие бизнес-процессы и исключает лишние этапы, которые были заложены в работе прежней системы. Все это значительно сокращает трудозатраты и делает работу сотрудников более продуктивной.
Решение
  1. Раздел «Реестр клиентов»: для просмотра, создания и редактирования карточек клиентов. Раздел предусматривает работу пользователя с данными клиента: реквизиты, контакты, подписанты, банковские реквизиты, адреса, статус предприятия. Доступен просмотр перечня договоров, заключенных с клиентом.
  2. Раздел «Реестр договоров»: для просмотра, создания и редактирования карточек договоров. Раздел предусматривает работу пользователя с данными по договору: реквизиты, договорные условия, контакты по договору, документы. По каждому договору доступно создание контактов, типового профиля, а также ведение электронного досье документов. Имеет конструкторы фильтров для фильтрации реестра по любым атрибутам, указанным в договоре. Позволяет выгружать отчёты по реестру договоров, включая возможность отображения договоров отдельно по каждому структурному подразделению компании.
  3. Раздел «Реестр точек измерения»: для просмотра, создания и редактирования карточек точек измерения. В карточке точки измерения отображена ее связь с измерительным комплексом, договором и точками поставки с указанием долевого коэффициента.
  4. Раздел «Реестр измерительных комплексов»: для просмотра и редактирования карточки измерительного комплекса. Создание измерительного комплекса реализовано одновременно с точкой измерения. К каждому измерительному комплексу в систему прикрепляются сканированные документы, отражающие информацию о составе, исправности или неисправности измерительного комплекса, по которым возможно организовать поиск и массовую выгрузку сканов из системы.
  5. Раздел «Реестр приборов учета»: для просмотра карточек приборов учета. Пользователю доступна возможность загрузки документов по госповерке прибора учета. Карточка включает данные по модели прибора учета и информацию об его установке.
  6. Раздел «Виды и типы документов»: для просмотра, создания и редактирования карточек документов, создан для систематизации документов и их шаблонов по видам и типам. Включает вложенную структуру видов и типов документов для каждого отдела компании.
  7. Раздел «Шаблоны»: для просмотра, создания и редактирования карточек шаблонов документов по ранее определённым типам. По созданным пользователем шаблонам формируются реальные документы в электронном досье договора, клиента.
  8. Раздел «Организационная структура»: раздел отображающий иерархические отношения между сотрудниками, структуру управления, полномочия и должности сотрудников компании. Пользователю доступен просмотр штатного расписания, а также создание карточки подразделения с указанием общих сведений, банковских реквизитов и подписантов подразделения.
  9. Раздел «Типовые профили нагрузки»: раздел для просмотра, создания и редактирования типовых профилей по договору и объекту энергоснабжения.
  10. Раздел «Учет интегральных объемов»: раздел для ввода начальных и конечных показаний по прибору учета в разрезе расчетных периодов. Доступен ввод потерь: в трансформаторе, в линии электропередач, от сетевой организации. По каждому измерительному комплексу доступна история изменения показаний и список нарушений. Согласно данным введенным пользователям рассчитывается интегральный объем по точке поставки, объекту энергоснабжения, договору.
  11. Раздел «Учет интервальных объемов»: для просмотра и загрузки планового и фактического потребления в разрезе расчетных периодов. Пользователю доступен просмотр гистограммы “Усреднённый фактический профиль нагрузки” по точке поставки, объекту энергоснабжения, договору.
  12. Раздел «Реестр акцептов»: для просмотра акцептованных и неакцептованных объектов биллинга в разрезе расчетных периодов.
  13. Раздел «Справочники»: раздел со всеми справочными данными по вводу данных для биллинга.
  14. Раздел «Отчеты»: раздел для формирования консолидированных отчетов по всем подразделениям. Пользователю также доступна возможность настройки выгрузки данных из реестров системы с применением фильтров состоящих их трех элементов:
  • Первый элемент — это столбец, по которому будет происходить фильтрация;
  • Второй элемент — это условие, которое должно быть соблюдено по отношению к информации в первом элементе;
  • Третий элемент вмещает в себя значение, относительно которого происходит проверка на соблюдение условия.
15. Функция версионности объектов биллинга: версионность необходима для сохранение важных для бизнеса изменений в системе в конкретный период времени, от которых зависят расчеты, точность информации и аналитика данных.
Версионность есть почти у всех объектов системы: клиента, договоров, объектов энергоснабжения, точек поставки и измерительных комплексов. Всего в системе бывает два типа версий:
  • Текущая — актуальные данные, с которыми сейчас производится работа системы.
  • Запланированная — данные, которые заменят собой текущую информацию в будущем и с которыми в последствии будет работать система.
Функциональность
Бэк: Oracle, ORDS, Python
Фронт: JS, ReactJS, TypeScript, MobX, DevExtreme
Технологии
За полтора года после начала сотрудничества началась подготовка к запуску продуктивной среды. 50 сотрудникам выданы права на участие в опытной эксплуатации. Произведена миграция около 6500 договоров из старой системы в БРиС. Реализовано 70 подразделов в системе. Система запущена на 23 подразделения в части договорной работы.

Биллинговая система БРиС помогает заказчикам автоматизировать расчёты и ускорить бизнес-процессы. Система легко интегрируется в текущие бизнес-процессы и исключает лишние этапы. Всё это значительно сокращает трудозатраты и делает работу сотрудников более продуктивной.
Результат